"Мой друг мигрант". Итоги

В августе 2018 года Центр социальных проектов подводит итоги реализации проекта "Мой друг мигрант". Выходит электронная брошюра с результатами проекта.

В этой электронной брошюре отражены результатыпроекта, реализованногос использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества; предоставлен Фондом президентских грантов, договор гранта 17-2-013929.

Проект «Мой друг мигрант» представляет собой систему действий, направленных на инклюзию и адаптацию трудовых мигрантов из Таджики- стана и Узбекистана, находящихся в столичном регионе. На заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Путин призвал «брать шефство над вновь прибывшими, оказывать им социальную поддержку». Именно в этом состоит идея проекта.

«Мой друг мигрант» - это три взаимоувязанных уровня работы:

1. Подготовка и проведение «социально-правовых десантов» в мигрантскую среду; их цель в том, чтобы оказывать необходимую консультативную помощь мигрантам, многие из которых вряд ли сами доберутся до адвокатских контор и офисов правозащитных организаций.

Основное содержание этой полевой работы: (а) просвещение и консультирование по вопросам российского законодательства и правоприменения; (b) социально-правововая модерация: помощь в осуществлении переговоров и взаимодействия с работодателями и субъектами власти; (c) социально-психологическая поддержка мигрантов, в особенности поддержка женщин, желающих (но не решающихся) иметь социально- активную позицию.

2. Создание стационарного центра, который совмещает функции информационно-консультационной площадки для мигрантов и площадки их собственных культурных активностей. Основные направления работы центра: (а) консультативная помощь (в т.ч. экстренная) по телефону; (b) проведение встреч заинтересованных мигрантов с представителями ФМС, МВД, правительства МО, с федеральными и областными депутатами, правоведами, гражданскими активистами, прессой; мигранты не только получают информацию, но и говорят, давая обратную связь тем, кто пишет и исполняет касающиеся их законы; (c) создание информационных продуктов для мигрантов, о мигрантах и в большой степени силами самих мигрантов.

3. В рамках проекта создается уникальный медийный продукт: цикловая видеопрограмма о мигрантах и для мигрантов. Центральноазиатские мигрантские сообщества испытывают потребность в таких информационных ресурсах; неоднократно предпринимались попытки их создать. «Мой друг мигрант» интегрирует имеющийся опыт и обещает стать первым успешным и стабильным проектом, преодолевающим информационную дискриминацию мигрантов.

Описание проблемы

Концепция и структура проекта.

Целевая группа проекта - трудовые мигранты, то есть иностранные граждане, работающие по временному трудовому найму.

«Миграция» означает движение людей с одной территории на другую по различным причинам, в том числе через границы тех или иных административно-территориальных образований и государств, сопровождающееся временным или постоянным изменением  места жительства. Миграция неизбежно влияет на социокультурное состояние  людей, попадающих в ситуацию разделения на «своих» и «чужих».  Положение мигранта тесно связано с процессами социализации, аккультурации, ассимиляции, адаптации и интеграции.

Миграция подобна многим инновациям, в данном случае речь идет о перемещение новых людей со своими привычками, своим отношением к законам, культурой своей страны или региона в новую для них культурную среду. Поэтому миграция несет в себе флуктуационный потенциал (фактор нарушения относительного равновесия системы), обладает конфликтогенностью, которая может погашаться, а может и провоцироваться, переходить в опасные столкновения.

Базовая, глобальная проблема массовой миграции, неизбежно возникающая, если страна выхода и принимающая страна имеют существенные цивилизационные, религиозные, социокультурные различия – в том, что между «местными» и «пришлыми» всегда есть напряжение и конфликт.

Речь о «конфликте» не в бытовом смысле (хотя бытовых моментов тоже хватает), а в смысле существования некоей двуполюсной ситуации, характеризующейся разностью потенциалов; можно использовать метафоры электричества и сказать о летающих искрах социального напряжения и коротких замыканиях этнокультурных столкновений. Этот конфликт неделим, его объект нельзя присудить какой-то одной стороне.

В столичном регионе России, безусловно, существует такая  проблема, ее имя: мигранты из «мусульманских» государств Центральной Азии. Объективные основания проблемы: (1) эти мигранты  другие по языку, религии, культуре, поведенческим сценариям и т.д.; (2) они многочисленны – в отношении к количеству местного населения.

По статистике и усредненным экспертным оценкам (которые существенно расходятся), число трудовых мигрантов около 7,5 - 8 процентов к населению Российской Федерации, в абсолютных цифрах между одиннадцатью и двенадцатью миллионами человек. Как минимум, половина этих «гастарбайтеров», то есть, не меньше пяти миллионов человек – в той или иной степени являются нарушителями российских законов, нелегалами: находятся в РФ без действующих документов (с просроченными документами на пребывание), не встали на миграционный учет, работают незаконно (без патентов) и т.п. – в Европе их корректно называют «undocumented migrants».

Четверо из пяти мигрантов приезжают в Россию из постсоветских государств, большинство оседает в Москве и Московской области. Лицо трудового мигранта в столичном регионе – это лицо молодого мусульманина и, как правило, не-горожанина из бывшей советской Средней Азии.

В 2013 году губернатор Московской области А. Воробьев сказал о своем регионе: «Нет другого субъекта в РФ, где было бы такое большое сосредоточение нелегальной иммиграции. У нас только зарегистрированных трудовых мигрантов порядка 1 миллиона человек. По разным оценкам примерно столько же незарегистрированных... Эти люди, которые часто, надо отдать должное, занимаются очень важным и необходимым трудом, часто шастают без надзора, живут где попало, а значит и совершают в том числе противоправные действия».

Какие же мигранты, по выражению губернатора, «шастают без надзора», и что изменилось с 2013 года?

В 2014 – первой половине 2016 года наблюдался существенный отток этих трудовых мигрантов из-за кризиса в российской экономике, но сейчас ситуация 2013 года восстанавливается, текущий годовой прирост 17 процентов.2 Есть мнение, что стало хуже с пропорцией легально/нелегально работающие мигранты: из-за введенной в последнее время системы платных патентов и экзаменов бедные, необразованные, не владеющие русским мигранты более склонны «уходить в тень». Актуальность «мигрантского вопроса» лишь возрастает.

В частности, нелегальная (не узаконенная) трудовая деятельность мигрантов видна в том, что за 2016 год власти РФ выдали немногим более полутора миллионов патентов на работу, а на миграционный учет поставили десять миллионов человек, из которых четыре заявляли работу целью своего въезда в Россию.3 Работают ли эти «пропавшие» два с половиной миллиона (а еще и другие, не заявившие работу как цель въезда) – официальная статистика не знает.

Не изменилось главное: двумя доминирующими этническими мигрантскими сообществами столичного региона были и остаются таджики и узбеки (для простоты эти этнонимы употребляются эквивалентно выражениям «граждане  Таджикистана»   и  «граждане  Узбекистана»,  поскольку  из  этих государств на заработки едут практически именно только этнические таджики и узбеки).

Таджиков и узбеков в столичном регионе примерно поровну (вероятно, узбеков несколько больше – общих данных нет); суммарно их численность составляет оценочно около 1,8 – 2 млн. человек. Иные «мусульманские» этнические группы (киргизы, азербайджанцы и др.) сильно отстают по численности. В целом, количество мусульман-гастарбайтеров в Подмосковье можно оценить в полтора миллиона человек.

Население Московской области сейчас семь с половиной миллионов. Таким образом, пропорция с другими пять к одному, двадцать процентов фактически проживающих в Подмосковье – чужаки.

Поскольку большинство трудовых мигрантов – молодые активные люди в расцвете своего фертильного периода, их реальное влияние на социальную и демографическую ситуацию выше, чем этот занимаемый ими процент.

И легальные, и (в особенности) нелегальные трудовые мигранты – преимущественно молодые люди, до 30 лет. Кто-то предпочитает маятниковую трудовую миграцию, пребывая в России не более положенных 90 дней из каждых 180. Но многие пытаются так или иначе закрепиться, осесть. Законно въезжают в Россию, однако затем нарушают срок пребывания и становятся нелегалами.

Как следствие, они минимизируют контакты с представителями власти, образуют замкнутые сообщества, внутри которых преобладают порядки мафиозного типа. Все их отношения с принимающим обществом приобретают неправовой и резко неравноправный характер. Опыт социальных взаимодействий с местным населением - негативный.

Но и легальные молодые трудовые мигранты имеют лишь ограниченные контакты с институтами государства и общества (кроме правоохранительных органов по вопросам регистрации и легализации пребывания). Трудовые мигранты в массе своей не ожидают помощи ни от государственных органов принимающей стороны, ни от структур гражданского общества. Они рассчитывают только на себя, на земляков, на «сильных людей» внутри своей диаспоры. А также – и это представляет большую опасность – на тех, кто предлагает «мусульманский ответ», «мусульманское действие», якобы способное решить все проблемы.

Временные модели трудовой миграции из Центральной Азии таковы, что 25% мигрантов живут в России практически постоянно, почти не выезжая на родину; еще 40% выезжают на родину на 1-2 месяца в году – итого 65%.

С другой стороны, 42% мигрантов стараются жить так же, как жили у себя на родине, сохраняя свои традиции и обычаи (то есть, в основном традиции и обычаи сельского уклада жизни, учитывая все увеличивающийся сдвиг миграции в сторону выходцев из сельских поселений).

Таким образом, минимум 7 процентов мигрантов, если считать только постоянно или почти постоянно проживающих в России, продолжают жить по укладу своего села или махалля. Жить как бы в социокультурном гетто, то есть – по стратегии «геттоизации», анклавизации или пассивной автаркии. «С другой стороны, диаспора, которая готова их опекать, их консервирует, не дает им больше взаимодействовать с населением: надо квартиру снять – через своих, работу найти – через своих. Мы спрашивали мигрантов, кто им помогает, к кому они обращаются, если есть необходимость в срочной помощи, – и видим, что это “замыкание на своих” не исчезает. Они образуют в обществе параллельный мир».5

Имеющийся потенциал анклавизации провоцирует создание "буферной среды", которая всегда имеет тенденцию превращаться в устойчивую и саморазвивающуюся теневую социальную систему, срощенную с коррумпированными чиновниками и недобросовестными работодателями.

Анклавизация, внутриобщинная «мафиозность» и мусульманский радикализм – тесно связаны и питают друг друга. В рыхлом «социальном бульоне», который представляют собой неорганизованные, социально фрустрированные мигранты – есть центры силы. Образцы «сильных людей» можно увидеть, если придти, например, в московские или подмосковные кафе «для своих» при оптовых рынках, где работают мигранты из Центральной Азии. Здесь мы увидим бородачей, настоящих ваххабитов по внешнему виду, которые «держат рынок», командуют – и одновременно следят за соблюдением религиозных правил в их самом консервативном варианте. Главным же местом духовного общения и просто общения, местом убеждений и наставлений, безусловно, является мечеть.

Английский исследователь Е. Равенштейн еще в конце XIX века сформулировал несколько законов миграции:

  • миграции на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые и промышленные центры;
  • городские   жители  менее   подвижны  в   миграционном     плане,   чем население сельских районов;
  • во внутренних миграциях более активны женщины, а в международной миграции более активны мужчины;
  • рост      крупных      городов      в      большей      степени      обусловлен миграцией населения, нежели естественным в них приростом;
  • масштабы миграции возрастают с развитием промышленности, торговли и транспорта;
  • большинство   мигрантов   из   сельской   местности   направляются   в крупные торговые и промышленные центры;
  • экономические причины миграции являются определяющими.

Видим, что эти законы действуют и у нас. Российская миграционная ситуация принципиально не отличается от вчерашней и сегодняшней ситуации в других странах.

Пропорция своих/чужих в Московском регионе близка к соотношению местные/пришлые в Федеративной республике Германия: пятнадцать миллионов проживающих в Германии или восемнадцать с лишним процентов жителей являются, как принято там говорить, «миграционным фоном». То есть, неинтегрированными другими. Правда, в эту массу включаются и гастарбайтеры, и иностранцы с уже приобретенным немецким гражданством (их примерно поровну). Но сами по себе вид на жительство или гражданство проблем интеграции не решают – что доказано событиями последних лет в Германии и во всей Европе.

В 2015 году Россия разделила с Германией второе место в мире, как страна, являющаяся наиболее привлекательным местом для международной миграции. Это сходство очень важно! Миграционные процессы и ситуация с трудовой иммиграцией в Германии и России развиваются параллельно.

В каждый отдельный момент времени кажется, что миграционные тренды Германии и России не совпадают – например, если смотреть российское телевидение, которое постоянно утверждает, что в Европе вообще и в Германии в частности творится миграционный кошмар, а у нас тишь и покой. Но чем бОльшую историческую перспективу мы будем обозревать, тем станет яснее, что миграционная ситуация в Германии и РФ развивается волнообразно, эти волны не совпадают по времени, но идут в одном направлении и во многом повторяют друг друга.

Из сказанного следует вывод: можно и нужно ориентироваться на уроки истории трудовых мигрантов в Германии и других странах Европейского Союза.

О чем говорит эта история? Прежде всего, о том, что крупные этнические мигрантские сообщества, вроде турецкого в Германии и таджикского в Московском регионе никогда никуда не исчезнут. Мигрантские сообщества превращаются в национальные меньшинства. В 1960 году в ФРГ работало несколько тысяч турок, а сейчас их миллионы, и они не планируют никуда уезжать. То же самое у нас, со сдвигом во времени.

В 2017 году по заказу НИУ Высшей школы экономики был проведен опрос трудовых мигрантов. Спрашивали, в частности, об их планах относительно проживания в России. Двадцать процентов узбеков и тридцать пять (!) процентов таджиков (а также шестьдесят пять (!!) процентов казахстанцев) выбрали ответ «остаться в России навсегда».

Многомиллионная трудовая миграция и в системе «Европа – третий мир», и на постсоветском пространстве суть уже сформировавшееся явление, ее последствия отменить невозможно. Мигранты – не воздух, который легко прилетает и улетает, и при этом ничего не стоит; который можно остановить, просто закрыв форточку.

Что делать принимающей стороне, российскому государству и – прежде всего –российскому гражданскому обществу? В общем плане ответ очевиден и никем (кроме маргиналов и экстремистов) не оспаривается:

1.    Научать мигрантов, реально и непосредственно передавать, прививать им необходимые сведения, знания, навыки, компетенции, которые способствуют их социокультурной, языковой, правовой, социально-практической адаптации.

  1. 2.   Включать максимальное количество мигрантов в социально- информационное пространство принимающего общества, организовывать обратную связь; выводить мигрантов из аффилиации (замкнутости на себя), проявляя дружелюбие, социальную эмпатию и заботливость.

Первая задача обращена, скорее, к когнитивной, а вторая к эмоционально-аффективной сфере человека. Совместное решение этих взаимосвязанных задач открывает путь к главным результатам: к аккультурации, интеграции, инклюзии мигрантов. К принятию мигрантами позитивных жизненных стратегий, к естественному постепенному погружению в принимающий социум. Настоящий грантовый проект содержит уникальную систему действий, работающих на решение обеих обозначенных задач.

Какова степень решенности/нерешенности проблемы адаптации и социальной включенности мигрантов? Какова нужда в наращивании усилий?

Степень решенности минимальная, нужда огромная. Позволим себе безапелляционное утверждение: масштаб проблемы и величина разрыва между реальным и должным положением дел превращают «мигрантский вопрос» в главный вызов для российского третьего сектора.

Адаптация мигрантов, преодоление геттоизации их жизни, невозможны без «социальной заботливости» со стороны принимающего общества. Благоприятная среда инклюзии и адаптации мигрантов не может быть создана только силами государственных органов, особенно, если миграционное регулирование осуществляет МВД, как это есть в Российской Федерации. В странах, которые сегодня находятся на передовой линии работы с мигрантами, огромную роль играют массированные усилия некоммерческих, общественных структур.

А что в России? Какое количество российских организаций работают с мигрантами лицом к лицу, так или иначе решая обозначенные выше задачи?

Их число можно исчерпать очень быстро: московские Комитет «Гражданское содействие», Интеграционный центр «Миграция и закон», Центр комплексной поддержки мигрантов при Фонде «Миграция XXI век», Интеграционный центр

«Такие же дети»; питерские «Фонд Помощи трудовым мигрантам из Средней Азии», «ПСП-фонд»; несколько других организаций в разных регионах России

–  ни одной заметной из Московской области.

Карина    Котова,     руководитель    проекта    «Интеграционный    курс

«Гражданского действия»: «Люди, готовые заниматься, приходят каждый день, но в силу ограниченных ресурсов мы не можем пригласить на занятия всех желающих, поэтому эта инициатива, несмотря на все положительные аспекты, – капля в море».6 Это ощущение от своей работы – «капля в море» - звучит в высказываниях разных участников подобных проектов.

Контраст с европейской ситуацией – разительный. В ЕС действуют многие сотни подобных организаций, многие из которых весьма могущественны, имеют собственных лоббистов в Брюсселе, обладают мощной финансовой и материально-технической базой. Не менее важно, что в Европе сформировались успешные правозащитные и социальные организации самих мигрантов, которые говорят на равных с любыми властями. Например, действует сеть НКО, объединяющая женщин-мигранток, которые собственными силами отстаивают свои права. Фантастика для сегодняшней России!

Настоящий грантовый проект на только количественно увеличивает общие усилия по адаптации мигрантов, но и привносит в них принципиально новый для России аспект: активность самих мигрантов!

Сегодня включение мигрантов в принимающий социум, в его культуру и социальные практики, невозможно без помощи медиа. Мы живем в эпоху победившей информационной реальности. Если то или иное явление не присутствует в медиасфере – его как бы и нет. Если к той или иной социальной группе никто публично не обращается, если в информационном пространстве ее игнорируют или дискриминируют – эта группа никогда не войдет в полноценный контакт с обществом, не установит с ним здоровые отношения.

Что мы видим в российской медиасфере? Трудно обойтись без эмоционально окрашенных высказываний. НИ В ОДНОМ электронном СМИ (по крайней мере, в столичном регионе) нет НИ ОДНОЙ цикловой программы, рубрики и т.д., посвященной и предназначенной мигрантам. Не говоря, конечно, о том, что нет никакого вещания, никаких текстов на языках крупнейших мигрантских сообществ. Нет никакой помощи (по крайней мере, нам неизвестно) мигрантским общинам в создании их собственных СМИ. Нет и трансляции программ из Узбекистана, Таджикистана и т.д. в кабельных сетях. В Московской области полтора миллиона выходцев из Центральной Азии НЕ СУЩЕСТВУЮТ.

Точнее, они существуют, но только в определенном контексте: в сообщениях СМИ о неудобствах, связанных с проведением в Москве и области мусульманских праздников; в сюжетах о наркотрафике, о разоблаченных террористах, о ячейках ИГИЛ и т.д. Если кто-то считает, что это ВСЯ правда – то это НЕ правда.7

Может быть, трудовые мигранты Московской области не испытывают потребности в том, чтобы присутствовать в общем информационном поле? Ничего подобного. Нам известно, по крайней мере, о трех попытках создать телевизионное вещание (в интернете и через спутник), освещающее проблемы центральноазиатского мигрантского сообщества в России. Это ТВ

«Сафо» (2013 год), онлайн-телевидение «Симои муходжир» («лицо мигранта», 2014 год), «Телевизионии мардумии Точикистон» («народное телевидение Таджикистана», 2014 год). Все проекты провалились из-за недостатка финансирования и организационных проблем. Существуют лишь интернет-сайты правовой направленности, где мигранты могут получить соответствующие консультации (migrant.ru, migrantmedia.ru, yamigrant.ru, info-migrant.ru и др.). Есть также два-три малотиражных бумажных издания, например, выходящий 1 раз в месяц тиражом 990 экземпляров узбекский печатный листок «MIGRANT», целиком занятый прикладной информацией: советами по оформлению разрешительных документов на работу, рекламой сотовых операторов, авиакомпаний, микрокредитных организаций для мигрантов и т.д.

Приводим цитаты из высказываний спикеров авторитетной  конференции  «Проблемы миграции: государственная политика и роль медиа» (Москва, 2015 г). Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Екатерина Деминцева: «Сегодня мигранты в российском обществе рассматриваются как угроза: рядом с ними нежелательно жить, они могут нести какие-то заболевания, их дети могут переполнять наши  школы. Все эти мифы подкрепляются различными публикациями в СМИ, и мы очень часто видим ксенофобские и даже расистские статьи в определенных газетах и журналах. И от этого поддерживаемого СМИ образа мигранта очень сильно страдают сами мигранты, потому что эти мифы порождают множество барьеров…». Профессор НИУ ВШЭ, руководитель программы «Медиакоммуникации» Иосиф Дзялошинский:

«Примерно 40 процентов текстов, посвященных мигрантам, имеют очевидно негативный характер и несут в себе образ врага на уровне интенций. То есть, слова могут быть все правильные и не оскорбительные, но враг чувствуется. Мигранты изображаются, как нежелательный элемент, необразованный, некультурный, чужой. Более того, часто идет сдвиг от категории «чужой» к категории «враг». Потому что мигранту приписывается преступность, неспособность принять нашу культуру. Еще 40 процентов текстов носят информационно- обозначающий характер, типа «нам нужны мигранты, но не те, которые приезжают», или идет констатация, что мигрантов лучше отправить куда-нибудь подальше в Сибирь – долой с глаз москвичей».

Настоящий грантовый проект вносит уникальный вклад в решение принципиального вопроса – в создание медийного контента о мигрантах, для мигрантов, создаваемого с участием самих мигрантов.

Тем самым, мы в меру сил способствуем исполнению Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года); статья 13 п.2 гласит: «Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на свободное выражение своих мнений; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».

Еще один аспект предлагаемого проекта, который имеет уникальный характер – это его форма «десанта»; участники проекта

«десантируются» к мигрантам, в места их реального компактного проживания.

Проблема работы с мигрантами в том, что ее трудно вести на стационарных площадках, особенно расположенных в центре Москвы. По двум причинам:

  • Мигранты работают, как говорится, не поднимая головы. Поездки мигрантов в Москву из области почти всегда связаны с абсолютной, крайней необходимостью; прежде всего, с «горящими» вопросами юридического и правозащитного характера. Более «спокойная» повестка, ради которой мигрант оторвет от работы полдня или целый день – большая редкость. Женщины-мигрантки, при которых есть дети, обычно дальше ближайшего магазина вообще не выходят.
  • Поскольку половина трудовых мигрантов живет и работает в Московском регионе с теми или иными нарушениями – поездки через вокзалы и метро для них просто небезопасны или, по крайней мере, психологически затруднительны. По данным исследования 2014 года

«Мигранты среди нас», лишь один процент (!) всех участвовавших в опросе мигрантов сказали, что чувствуют себя в Москве в безопасности.

Концепция проекта «Мой друг мигрант» предполагает его уникальность. Уникальным является (а) каждый структурный элемент проекта, (b) принцип неразрывности этих элементов и (c) их взаимодействие, имеющее эффект синергии.

Уникальность не самоцель. Просто необходимо по-новому решить вопросы, которые до сих пор решению не поддаются. Во-первых, вопрос о контакте с мигрантами, которые сами не идут к специалистам центров помощи и интеграции – в силу своей загруженности, правового статуса или поведенческих стереотипов. Об этом сказано выше. Решение – в нашей программе «социальных десантов».

В проблемные кластеры Московской области, где условия жизни мигрантов наиболее неблагополучные, а отношения «местные / чужие» напряженные – приходят группы нашего «социального десанта». В составе каждой «десантной группы» пять человек: консультант-правовед; консультант-социальный психолог; организатор-переводчик; два стажера, соответственно, по юридическому и социально-психологическому профилю.

«Социальныо-правовые десанты» передают мигрантам сведения, знания, навыки, компетенции, важные для удовлетворительного социального функционирования в среде обитания, для постепенного врастания в формы жизни принимающего общества. Кроме того, специалисты «десантов» проводят социально-правововую модерацию: помощь в осуществлении переговоров и взаимодействия с работодателями и субъектами власти.

Трое из пяти участников группы – переводчик-организатор и стажеры – это молодые образованные таджики и узбеки, магистры и аспиранты ВУЗов Москвы и области. В проекте они работают на волонтерских началах, мотивированные желанием помочь соотечественникам, улучшить профессиональные знания под руководством консультантов, и далее использовать их для самостоятельной «десантной» работы. Этот принцип практической работы начинающих специалистов под руководством наставников-консультантов схож с принципом деятельности «юридических клиник».8

В Россию для обучения в ВУЗах каждый год приезжает более 4 тыс. молодых людей из Таджикистана, около половины в столичный регион; примерно столько же из Узбекистана (данные Россотрудничества). Это большой и надежный кадровый резерв для отбора актива молодых специалистов, которые, являясь билингвами и принадлежа одновременно к узбекской или таджикский и русской культурам, могут максимально успешно работать с мигрантскими общинами.

Никогда прежде в России работа с мигрантами не проходила в формате

«юридической клиники». Между тем, в данном проекте подобный формат имеет принципиальное значение. Наша концепция в том, чтобы, оказывая помощь мигрантам, одновременно готовить помощников из их же этнической среды. «Свои среди чужих», которых видит мигрант, вызывают особое доверие и снимают барьеры, препятствующие инклюзии. «Юридические клиники» («legal clinics») существуют в ряде стран, в том числе (насколько известно) и в России. Юридическая клиника - некоммерческое учреждение, целью которого является оказание бесплатной юридической помощи населению силами молодых специалистов, работающих под руководством наставников. Часто организуются при высших учебных заведениях, с тем, чтобы предоставлять возможность обучающимся приобретать опыт консультирования, а преподавателям применять теоретические знания на практике.

Далее, настоящий грантовый проект генерирует гражданскую активность самих мигрантов, что является его следующим концептуальным элементом. Выше мы отмечали, что в ФРГ и других европейских странах есть немало позитивных примеров собственной мигрантской активности в различных областях, в том числе в области информационной. Самопрезентация, публичный рассказ о своих проблемах, информационные обмены с принимающим обществом – необходимые составные части инклюзивно-интеграционного процесса.

В рамках проекта создан стационарный центр, находящийся в городе Красногорск Московской области. На площадке стационарного центра:

  • Проводятся углубленные консультации по правовым и социально- психологическим вопросам – для мигрантов, контакт с которыми установлен в ходе «десантов», имеющих неудовлетворенную потребность в соответствующей помощи. Из стационарного центра проводятся также телефонные консультации в экстренном режиме. Здесь также активно действуют упомянутые волонтеры, которые «сидят на телефонах».
  • Готовятся упомянутые выше медиапрограммы. Мигранты являются участниками и спикерами различных рубрик программы; они исполняют роль«рабочих корреспондентов», которые приносят сюжеты из своей жизни и окружающей действительности.
  • Проходят встречи представителей мигрантских общин с ответственными сотрудниками «профильных» органов власти (ФМС, МВД, правительство Московской области); с федеральными и областными депутатами, с авторитетной прессой. Простая вещь, но и этого никогда не было! На сегодня нигде нет такой постоянной площадки, которая была бы двусторонней «точкой входа»: мигранты не только получают информацию, но и говорят, давая обратную связь тем, кто пишет и исполняет касающиеся их законы, осуществляет правоприменение.

Конечно, во встречах участвуют не «простые мигранты-работяги» (хотя дверь открыта для всех); приглашаются, прежде всего, старшие, авторитетные представители общин, мудрецы, лидеры мнений. Действует так называемая двухтактная модель распространения информации: от источника информации к лидерам мнений – от лидеров мнений к аудитории, которая их слушает и доверяет.

Одновременно, содержание встреч доносится до широкой аудитории мигрантов через медиапрограмму проекта. Практические рекомендации мигрантам, прозвучавшие от приглашенных представителей власти, используются в ходе «социальных десантов».

Локация стационарной площадки в г. Красногорск, вблизи от расположения областной администрации, позволяет чиновникам удобно добираться на встречи с мигрантами.

Организационно-логистическую работу по проведению встреч проводят волонтеры.


Описанную структуру проекта можно представить в виде блок-схемы:

Содержание работы «социально-правового десанта»

Содержание консультаций, проведенных в рамках «десантов», в этой брошюре исчерпать невозможно. Далее приводим полезные примеры наиболее востребованных и характерных материалов.

Какие справки больше не нужно предоставлять мигрантам?

Распоряжением Правительства от 1 ноября 2016 г. N 2326-р чиновникам было запрещено требовать у просителей, обратившихся за госуслугами, справки и документы, которые уже есть в наличии у органов власти. Всего в список                                     попало                          85                          документов. Теперь мигрантам больше не нужно предоставлять справки о соответствующих сведениях. Госслужащий должен будет самостоятельно сделать запрос в ведомства, которое располагают необходимой информацией; госорганы должны теперь делиться друг с другом документами из утвержденного перечня в автоматическом режиме.

В   частности,   иностранный   гражданин-мигрант   больше   не   должен предоставлять чиновникам при заказе государственных услуг:

  • сведения о лишении права управления транспортными средствами;
    • сведения об административных правонарушениях в области дорожного движения;
    • сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске;
    • сведения о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства;
    • сведения о постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания;
    • сведения о выдаче или продлении срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства;
    • сведения о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину или лицу без гражданства;
    • сведения о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней;
    • сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Работник-мигрант попал в больницу: что нужно знать?

Если иностранный работник попадает в больницу, то:

  • Медицинское учреждение обязательно регистрирует его на свой адрес в течение одного дня.
    • Соответственно, старый миграционный учет, который был оформлен у иностранца, автоматически аннулируется.
    • После того, как иностранного работника выписали, его снимают с учета в больнице, и иностранец остается без действующей регистрации.
    • В результате: после выписки из больницы мигранта нужно заново поставить на миграционный учет; сделать это должен или работодатель, или собственник жилья, где работник непосредственно проживает.
    • Если предыдущая регистрация была оформлена по адресу проживания, то необходимо проконтролировать, чтобы в течение 7 рабочих дней собственник жилья вновь поставил мигранта на учет.
    • В противном случае, при несоблюдении данных указаний последуют административные штрафы: для гражданина РФ – от 2 000 до 4 000 рублей, для юридического лица – от 400 000 до 500 000 рублей, для мигранта – от 5000 до 7000 рублей и выдворение с запретом на въезд в РФ на 3 года.
    • Если иностранный гражданин проработал по трудовому договору в течение 6 месяцев, ему обязаны оплатить больничный лист!

Как иностранцу встать на налоговый учёт в РФ?

В соответствии с п. 7 статьи 83 Налогового Кодекса Российской Федерации и с п. 7 статьи 13 Федерального закона №115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранные граждане - физические лица, должны встать на учет в налоговых органах по месту жительства, по месту нахождения их недвижимого имущества и транспортного средства, а также по другим основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ.

Постановка на миграционный учет предполагает присвоение ИНН (идентифика-ционного номера налогоплательщика). ИНН иностранного гражданина, его идентификационный номер налогоплательщика, выглядит точно так же, как ИНН граждан РФ – это цифры, которые являются персональным идентификатором иностранца в налоговых органах Российской Федерации. ИНН нужен для учета доходов и уплачиваемых иностранным гражданином налогов. Таким образом, получение ИНН мигрантом обязательно, если мигрант:

  • собирается получать доход, и ему требуется оформить разрешение на работу или трудовой патент на работу в РФ.
  • владеет имуществом, которое подлежит налогообложению, в том числе автомобилем или недвижимостью.
  • получил РВП в России.

С марта 2016 года ИНН нужен мигранту не только для получения патента на работу, но и для внесения авансового платежа НДФЛ, без которого патент аннулируется, а также для продления патента на следующий год. Таким образом, получение ИНН трудовым мигрантом обязательно.

Получение ИНН иностранцем происходит в налоговом органе по месту жительства (пребывания), куда он подает заявление о постановке на налоговый учет. Кроме заявления, нужно подать:

  • паспорт (документ, удостоверяющий личность);
  • нотариально заверенный перевод паспорта;
  • бланк миграционного учета с регистрацией по месту пребывания;
  • миграционную карту.

Работа в России на основании патента

На содержании консультаций по этой теме остановимся подробнее; приведем их в форме прямой речи, обращенной к мигрантам, пришедшим на консультацию. Размещенный ниже текст доступен также на сайте нашего проекта drugmigrant.ru.

Любой совершеннолетний иностранный гражданин, собираясь уехать из своей страны в другую на лечение, обучение, работу и проживание, должен очень хорошо обдумать этот шаг и подготовиться к нему.

Если вы решили приехать в Россию в поисках новой работы, то необходимо продумать следующие вопросы:

  • Какую работу я хочу найти? Кем и по какой специальности могу работать?
  • Кто едет вместе со мной: взрослые, дети, женщины, пожилые люди?
  • Все ли у них в порядке со здоровьем?
  • Требуется ли им лечение или регулярное наблюдение у врача?
  • В каком регионе России я буду жить и работать?
  • Чем будут заниматься приехавшие со мной люди?

Почему это важные вопросы, на которые надо дать себе ответ еще до выезда в Россию? Давайте разберем каждый из этих вопросов:

Какую работу вы хотите найти? Кем и по какой специальности можете работать?

Российская Федерация, в первую очередь, заинтересована в квалифицированных специалистах. Если вы имеете высшее или средне- специальное образование, опыт работы по специальности, дополнительно развивали свои профессиональные навыки, то существует больше шансов на то, что вы сможете найти подходящую работу в уже выбранном направлении.

Чтобы иметь возможность доказать наличие образования и профессионального опыта, нужно взять с собой диплом, трудовую книжку, сертификаты о повышении квалификации, водительское удостоверение международного образца.

Имейте в виду, что в России работать водителем теперь можно только при наличии российского водительского удостоверения. Чтобы его получить, нужно будет сдать экзамены. К экзаменам допускаются только те иностранные граждане, у которых водительское удостоверение международного образца. Если у вас на руках удостоверение старого образца, то перед сдачей экзаменов придется еще и пройти обучение за свой счет.

Если этих документов у вас при себе не будет, то найти работу по специальности либо не получится, либо придется согласиться на роль подмастерья или стажера. Подтвердить свою квалификацию перед работодателем обязаны и россияне. Это требование трудового законодательства.

Учитывая, что это очень важные документы и у вас на родине, обязательно сделайте нотариально заверенные их ксерокопии, на случай утраты или порчи в России. Так их будет потом проще восстановить.

Какие еще документы и личные вещи стоит взять с собой в поездку? Копии всех документов, на случай потери оригиналов;

Цветные фотографии (3х4) – как минимум 4 штуки (это позволит немного сэкономить при оформлении в России документов;

Медицинские препараты и препараты оказания первой медицинской помощи;

Если вы или ваши близкие нуждаетесь в постоянной медицинской помощи или наблюдении у врача, то нужно сделать выписку медкнижки из своей поликлиники и перевести ее на русский язык. Также нужно узнать и приложить к ней справку о том, на какие медицинские препараты у вас или ваших близких есть аллергия.

Обязательно нужно взять с собой теплые вещи, если вы планируете поездку в Россию зимой или осенью. Теплая верхняя одежда и обувь в России стоит очень дорого, а без них вы не сможете прожить.

Естественно, что нужно взять с собой достаточную сумму денег, чтобы иметь возможность оформить патент, оплатить свое проживание хотя бы в течение двух месяцев, пока вы найдете работу.

Чтобы снизить риск кражи денег, лучше положить определенную сумму на пластиковую карту и по мере необходимости – снимать ее в банкомате. Так надежнее.

Почему важно определиться, с кем из родственников или близких людей вы едите в Россию?

Все достаточно просто: вы должны понимать, придется ли вам нести ответственность за этих людей? За законность их пребывания.

Если человек едет в другую страну один, то и отвечает он только за себя и свои действия. Если человек едет с семьей, в которой есть дети, престарелые родители или больные родственники, то нужно заранее подумать о документах, которые им могут понадобиться, о том, какую цель визита они должны будут указать при заполнении миграционной карты и сколько времени они смогут легально находиться в России.

Пример: достаточно часто мужчины из кавказских и азиатских регионов приезжают в Россию вместе с женами и маленькими детьми. При этом изначально предполагается, что жена работать не будет, а будет только заниматься воспитанием ребенка. Даже из дома практически выходить не будет.

Мужчина рассуждает так: раз ребенок маленький, а жена не будет работать, то и никаких документов на них никакие оформлять не надо. Будут раз в 3 месяца делать пересечение границы и этого достаточно.

На самом деле, — пересечение границы каждые 3 месяца без оформления патента или РВП, — одно из очень серьезных нарушений российского миграционного законодательства. За это нарушение предусмотрен штраф – от 6000 до 8000 руб. и запрет на въезд от 3-х до 10-ти лет, в зависимости от того, сколько раз за год успели сделать пересечение без перерыва в 90 дней.

При этом запрет на въезд получит супруга трудового мигранта. Маленькому ребенку запрет не поставят, т.к. ответственность за него перед российским законодательством несет тот родитель, в чей паспорт ребенок вписан.

Другой вариант — едут в Россию работать муж и жена, а их маленький ребенок будет сидеть дома с кем-то из родственников или знакомых. Отец и мать ребенка оформили себе патенты, но не совершили никаких действий, чтобы легализовать ребенка: не поставили его на миграционный учет, не продлевали ему сроки пребывания, не оформили полис ДМС.

А потом с ужасом узнали, что у родителя, в чей паспорт был вписан ребенок, стоит запрет на въезд, за нарушение сроков пребывания. Хотя лично он ничего не нарушил. Откуда нарушение? Несовершеннолетний ребенок не может отвечать за свои действия на территории РФ. Ответственность за него несут его родители или опекуны.

Почему надо заранее решить, в каком регионе России вы будете проживать и работать?

На это есть несколько причин:

Во-первых, Россия — огромная страна, в которой встречаются регионы с различными климатическими условиями: от схожего с южными странами до регионов крайнего Севера с аномально низкими температурами.

Нужно определить для себя и психологическую готовность жить в непривычном климате и финансовую готовность покупать много теплой одежды, есть непривычную еду.

Во-вторых, разные регионы России устанавливают для себя разную потребность в привлечении иностранных специалистов. Если в выбранном вами субъекте наблюдается достаточно высокий уровень безработицы среди местного населения, то, скорее всего, в этом субъекте будут действовать ограничения, направленные на защиту местного рынка труда. Что это значит?

Это означает, в Правительство субъекта установила запрет для иностранных граждан работать на тех или иных должностях или профессиях.

Где-то устанавливается запрет работать водителями общественного транспорта, где-то – продавцами, охранниками, учителями, врачами и по другим профессиям.

Предположим, что вы решили поехать на работу в Новосибирск. Как узнать, что по той или иной профессии вы не сможете легально работать?

Для того чтобы иметь право легально работать в выбранном субъекте РФ, иностранный гражданин должен оформить патент или разрешение на работу. Если в субъекте установлены ограничения по трудоустройству иностранных граждан по той или иной специальности, то это означает, что на местном уровне субъекта был принят закон обязывающий указывать специальность иностранного гражданина в патенте.

Следовательно, если какая-то из профессий попала под запрет для иностранца, то ему в миграционном центе или в территориальном органе по трудовой миграции не выдадут патент с указанием этой специальности.

На всех ли иностранцев распространяются запреты работать по тем или иным специальностям, профессиям, должностям?

К сожалению, средства массовой информации при публикации новостей о том, что тот или иной субъект РФ установил очередной запрет на работу для иностранцев по той или иной специальности, используют однозначные и категоричные формулировки:

«В Новосибирске иностранцам нельзя работать водителями общественного транспорта», «Иностранцам в России нельзя работать в аптеках и на рынках», «Мигрантам в России нельзя вести бухгалтерский учет» и т.п. громкие заголовки.

Правда ли, что эти запреты распространяются вообще на всех иностранцев или есть какие-то исключения?

На самом деле данные запреты распространяются только на одну категорию иностранцев, которая называется «иностранные работники».

Кто такой «иностранный работник» с точки зрения российского миграционного законодательства? Это иностранный гражданин, временно пребывающий на территории Российской Федерации и осуществляющий трудовую деятельность на основании патента или разрешения на работу.

Если иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание или вид на жительство, то у него уже не статус временно пребывающего, а статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории РФ. И данные ограничения на него уже не распространяются.

Точно также не распространяются любые ограничения занимать ту или иную должность, профессию или специальность не распространяются на тех иностранцев, которым не требуется разрешение на работу или патент. Т.е. на граждан ЕАЭС.

Какие документы нужны для легального трудоустройства в России?

Один из главных документов, с которым сталкивается любой иностранный гражданин при въезде на территорию Российской Федерации — это миграционная карта, которую требуется заполнить перед прохождением паспортного контроля на границе или в аэропорту.

Как правильно заполнять миграционную карту?

Когда бланк миграционной карты получен иностранным гражданином на руки для заполнения, начинается самый сложный и ответственный момент. Существуют строгие правила, как надо заполнять миграционную карту. Кроме этого, очень важно правильно выбрать и подчеркнуть цель визита, ради которой иностранный гражданин приехал в Российскую Федерацию.

Миграционную карту должен заполнять лично ее будущий владелец, владелец тех документов, которые вписываются в карту.

Очень часто можно наблюдать как в самолете, поезде, на пограничном контроле, иностранные граждане просят друг друга заполнить им миграционную карту (у кого-то почерк плохой, кто-то по-русски писать не умеет или боится заполнять документы, либо плохо видит). Надо обязательно перепроверять правильность заполнения паспортных данных, фамилии, имени и отчества, а также правильность подчеркнутой цели визита. Ошибку (опечатку или описку) совершил земляк, а отвечать придется лично вам…

Миграционная карта должна заполняться шариковой, гелевой или чернильной ручкой черного, синего или фиолетового цвета. Ручками других цветов миграционную карту заполнять нельзя.

Фамилию, имя и отчество необходимо писать не на слух, а так, как указано в паспорте. Не допускается написание сокращенных форм имен или измененных в бытовой жизни. Например, нельзя писать в миграционной карте имя Баха или Бек, если по паспорту вы Бахтияр или Бекзод. Нельзя писать Зуля, если в паспорте написано Зульфия.

Бывают ситуации, когда написать свое имя русскими буквами у человека не получается или он не знает русский язык. В этом случае допускается заполнение миграционной карты буквами латинского алфавита, но строго в соответствии с данными, указанными в паспорте. В каждом загранпаспорте есть вариант написания фамилии и имени, как на родном языке, так и при помощи латинских букв.

Почему нельзя писать свое имя и фамилию на слух? Казалось бы, что тут такого? Кто может неправильно написать свое собственное имя и фамилию? Дело в том, что у каждого человека восприятие слов на слух работает индивидуально. И, тем более, каждый индивидуально выбирает, какой именно буквой чужого языка записать, как звучит его имя.

Полный перечень всех возможных целей визита прописан в Приказе МИД РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 27 декабря 2003 г. N 19723A/1048/922 «Об утверждении Перечня «Цели поездок», используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства». Этот Приказ определяет, что если в Российскую Федерацию въезжает иностранный гражданин из страны с визовым режимом въезда, то цель визита он ставит ту, что указана у него в визе.

  • туристическая виза — подчеркнуть «Туризм/Tourism»;
  • обыкновенная частная визе – подчеркнуть «Частный/Private»,
  • деловая виза – подчеркнуть «Коммерческий/Business».

Миграционный учет и патент

После прохождения пограничного контроля, иностранные граждане едут туда, где планировали жить, работать, учиться или лечиться. На языке закона это место называется «местом пребывания».

После того как иностранный гражданин приехал в место своего пребывания, он обязан встать на миграционный учет (или на бытовом языке -  оформить регистрацию).

Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете в Российской Федерации» устанавливает общий срок постановки на миграционный учет для иностранных граждан, въезжающих на территорию РФ — семь рабочих дней с даты приезда в место пребывания (не с даты пересечения границы).

Почему это важно? Представим ситуацию: гражданин Таджикистана решил поехать работать в российский город Владивосток. Чтобы сэкономить на билетах, он едет поездом из Москвы.

Дорога из Москвы до Владивостока займет порядка двух недель. Если отсчитывать семь рабочих дней с даты въезда в Россию, то, как ему встать на учет? У кого? Где? Вот когда он доедет до Владивостока, тогда у него уже и пойдет отсчитываться семь рабочих дней с даты приезда в место пребывания.

Помимо общепринятого на законодательном уроне порядка постановки на миграционный учет, у России есть ряд межправительственных соглашений, которые вносят корректировки в эти сроки для граждан своих стран.

Общ ий пор я д о к пос т а новки н а миг р а ц ионны й уч ет , установленный ФЗ-109 «О миграционном учете иностранных граждан» — семь рабочих дней с даты приезда иностранного гражданина в место пребывания (не с даты пересечения границы РФ).

Специальный порядок постановки на миграционный учет действует для граждан:

  • Таджикистана  —   15   календарных  дней   с   даты   пересечения границы;
  • Армении, Казахстана и Киргизии — 30 календарных дней с даты пересечения границы;
  • Белоруссии   и   Украины   —   90   календарных   дней   с    даты пересечения границы.

Если говорить о Таджикистане, то 15-дневный срок постановки на миграционный учет Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации от 08.02.2013 г., а ратифицировано это Соглашение было ФЗ-393 от 20.12.2013 г.

Как встать на миграционный учет?

Поставить на миграционный учет иностранного гражданина обязана его принимающая сторона. Согласно закону о миграционном учете, принимающая сторона – это гражданин Российской Федерации или организация, у которых иностранный гражданин проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Но так как мы рассматриваем ситуацию, когда иностранный гражданин только въехал в Россию и еще у него нет никаких документов, дающих право на работу, то и встать на миграционный учет у работодателя он не может. Он у него еще не работает.

Это означает, что по приезду в Россию иностранный гражданин может легально оформить регистрацию только либо по адресу квартиры (т.е. у гражданина РФ), в которой он будет жить, либо по адресу общежития, гостиницы или хостела (в организации, в которой он также может только проживать).

Постановка на миграционный учет по любым другим вариантам адресов будет незаконной и связанной с риском получить штраф и запрет на въезд, в случае, если регистрация не будет внесена в базу МВД.

Какие документы нужны для постановки на миграционный учет на квартире у гражданина РФ?

  1. Копия миграционной карты
    1. Копия паспорта, с которым пересекалась граница (нужны все страницы паспорта, даже страницы без отметок)
      1. Копия паспорта гражданина РФ (страницы с отметками)
      2. Копия документа, подтверждающего право гражданина РФ на жилое помещение, в котором он ставит на учет иностранцев.
        1. Оригиналы миграционной карты и паспортов для сверки.
        2. Бланк уведомления о постановке на миграционный учет иностранного гражданина по месту пребывания.

 

Обратите внимание на то, что с 1 января вступили в силу новые бланки уведомления о постановки на миграционный учет.

Где можно встать на миграционный учет?

  1. По адресу районного отдела МВД России по вопросам миграции по месту пребывания;
  2. В МФЦ «Мои документы», которые есть в любом районе Москвы или любого другого крупного города или населенного пункта;
  3. В любом отделении Почты России.

Есть два важных нюанса: оформление «регистрации» на Почте России – это платная услуга. Нужно будет оплатить отправку ваших документов заказным письмом в ОВМ МВД. Стоимость услуги может варьироваться от 250 до 550 руб. Письмо перед отправкой взвешивается. Если в письме много листов ксерокопий, то оно будет тяжелее и, соответственно, дороже.

Также оформление миграционного учета на Почте России не подойдет тем, кто планирует оформлять патент. Дело в том, что почтовая доставка документов и последующее внесение их в базу сотрудниками ОВМ МВД может занять непредсказуемое время. И на момент подачи заявления на выдачу патента, информация о том, что вы встали на миграционный учет еще не будет внесена в базу МВД. Ваши документы не примут в работу.

В МФЦ «Мои документы» постановка на миграционный учет будет осуществлена бесплатно, т.к. это государственная услуга. Все ксерокопии вам сделают там тоже бесплатно.

Оформление трудового патента

Оформление трудового патента в России осуществляется в территориальных органах в сфере миграции или в уполномоченных организациях.

В Москве патент можно получить только в одном месте – Многофункционально миграционном центре, который находится в 50 км от Москвы, вблизи деревни Сахарово.

Точный адрес ММЦ: Москва, поселок Вороновское, Варшавское шоссе, 64-й километр, домовладение 1, стр. 47

Доехать до ММЦ можно несколькими способами:

  1. От станции метро Аннино на автобусе МЦ1. Стоимость проезда – 55 руб. в одну сторону. Возможна оплата по карте Тройка и по льготным  билетам.
  2. От станции метро Теплый Стан. Стоимость проезда – 150 руб. в одну сторону.
  3. От станции метро Бульвар Дмитрия Донского. Стоимость проезда – 150 руб. в одну сторону.

Какие документы нужны для оформления патента?

Для оформления патента иностранному гражданину нужно подготовить:

  1. Заявление о выдаче патента на бланке установленного образца.
    1. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (с переводом)
    2. Миграционная карта, в которой указана цель визита – «работа»
      1. полис   ДМС   (действующий  весь   срок   осуществления   трудовой деятельности)
      2. Документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией, ВИЧ и др. опасными заболеваниями
      3. Сертификат о владении русским языком, историей России и основами законодательства РФ
      4. Документ о постановке на миграционный учет
        1. Квитанция об оплате штрафа, если срок подачи документов был нарушен.

ММЦ изначально создавался как организация, работающая по принципу

«одного окна». Поэтому чтобы оформить патент иностранному гражданину достаточно приехать туда имея на руках минимальное количество документов: паспорт, миграционную карту и уведомление о постановке на миграционный учет. Все остальные документы оформляются непосредственно в ММЦ.

Во   сколько   обойдется   иностранному   гражданину  оформить патент?

Подготовка заявления на выдачу патента и передача всего пакета документов в УВМ ГУ МВД России по г. Москве – 3700 руб.

Прохождение медицинского освидетельствования – 2300 руб.

Тестирование   по    русскому    языку,    истории    России    и    основам законодательства РФ – 700 руб.

Оформление полиса ДМС – от 4000 руб.

Перевод и заверение перевода паспорта – 400 руб.

Все услуги оплачиваются через банковские терминалы. Комиссия за каждую из оплаченных услуг составит 100 руб.

Таким образом, стоимость оформления патента составляет 11 600 руб. + 4500 руб. платеж за первый месяц срока действия патента.

По приезду в ММЦ иностранного гражданина регистрируют при входе и выдают информационный браслет, который поможет потом ориентироваться при прохождении всех этапов оформления патента.

После регистрации нужно будет пройти в сектор «Банк» и оплатить услуги миграционного центра.

После оплаты услуг иностранный гражданин проходит три процедуры:

  • тестирование на знание русского языка, истории России и основам законодательства;
    • дактилоскопирование (сдача отпечатков пальцев);
    • прохождение медицинского осмотра.

После прохождения всех процедур, документы иностранного гражданина передаются в УВМ ГУ МВД России, и через 10-15 дней будет готов его патент. На практике, сроки выдачи готового патента длиннее – как правило, спустя месяц после подачи документов.

Как проходит тестирование?

Тестирование на знание русского языка, истории России и основ законодательства проводится на компьютере, а не при личном общении с экзаменатором. По времени занимает 43 минут.

За это время нужно будет ответить на три блока вопросов: по русскому языку, по истории России и по основам законодательства. Все вопросы достаточно простые и, если человек хоть немного владеет русским языком, то тестирование он пройдет успешно.

Если за отведенное время на все вопросы человек ответить не успевает, ему предоставляется новая попытка, но за нее нужно будет заплатить полную стоимость тестирования.

Для чего нужен полис ДМС и можно ли на нем сэкономить?

Полис ДМС – это документ, обязательный для легального трудоустройства в России. Иностранные граждане имеют право законно работать в России только при наличии медицинской страховки. Если у иностранца будет на руках оплаченный патент, но не будет действующего полиса ДМС, то его патент прекращает действовать и работодатель не имеет право допустить его к работе.

Так что важно покупать полис ДМС сразу на год (это максимальный срок действия патента). Также полис ДМС должен соответствовать определенным требованию: сумма покрытия страхового полиса должна быть не менее 100 тыс. руб. Чем сумма покрытия больше, тем больше медицинских услуг вам будет доступно.

Не стоит приобретать полисы ДМС на Почте России, как бы сотрудники не навязывали эту услугу. Либо проверять, что за полис вам пытаются продать: какая у него страховая сумма, какой срок действия? Часто на Почте продают полис с коротким сроком действия – на 3 месяца («гостевые»). Для оформления патента они не подходят.

Также не стоит приобретать полис ДМС у посредников. Почти всегда фирмы-посредники выдают полисы, отпечатанные на цветном принтере. И очень сложно отличить, что вам продали – подделку или нет.

Лучше все покупать в Миграционном центре. Возможно, это будет  стоить чуть дороже, чем у посредников, но гарантированно легальное.

Что еще требуется при оформлении патента?

В дальнейшем для оплаты патента иностранному гражданину будет необходим ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). ИНН - это уникальный номер, который закрепляется как за каждым налогоплательщиком: как россиянином, так и за каждым иностранцем, проживающим и работающим в России. К ИНН привязываются все выплаты, включая налоги и взносы.

По ИНН можно отследить, прошли платежи за патент или нет. УВМ ГУ МВД России должно самостоятельно отправлять запрос в Федеральную налоговую службу о присвоении иностранному гражданину, оформляющему патент, ИНН. Однако не всегда это происходит, а без ИНН готовый патент иностранцу на руки не отдадут, так как он не сможет внести по нему оплату.

Если на момент готовности патента ИНН иностранному гражданину присвоен не был, то нужно будет самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации и написать заявление на присвоение ИНН. Через неделю после обращения в налоговую инспекцию можно будет забрать свидетельство о присвоении ИНН и с ним еще раз приехать в Сахарово чтобы забрать готовый патент.

Внешний вид патента

Трудовой патент иностранного гражданина — это заламинированный документ, размером с пластиковую карту.

Патент выдается на бланках красного цвета, однако в некоторых субъектах (например, в Москве) с октября 2017 года патенты выдаются и на бланках синего цвета.

Оба бланка являются действующими и имеющими равную ценность. Ранее на патентах ставились специальные отметки: «для работы у

ЮЛ/ИП» и «для работы у ФЛ». При этом с одним и тем же патентом иностранный гражданин имеет право работать как у физического лица, так и у юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Специальные отметки проставлялись больше с целью сбора статистики, чтобы знать, где планируют работать иностранные граждане.

Самой важной специальной отметкой на патенте является информация о территории действия патента.

В соответствии с ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором был получен патент.

Например, Москва и Московская область – это два разных субъекта. Поэтому иностранный гражданин, получив патент в Москве, не имеет право работать в Московской области. И наоборот, оформив патент для работы в Московской области нельзя работать в Москве.

Специальность в патенте

Еще один важный момент, о котором нужно знать: в ряде субъектов РФ законодательно установлено требование указывать в патенте специальность, по которой будет работать иностранный гражданин.

Например, такое требование действует в Московской области, в Санкт- Петербурге и Ленинградской области, Владимирской, Тверской областях и еще в ряде регионов. Всего их порядка 25. Иностранный гражданин не имеет право работать по специальности, не указанной в патенте. Как же быть, если изначально человек заявил, что будет работать автослесарем, а в итоге нашел работу официантом или разнорабочим на стройке? Неужели теперь придется отказываться от работы?

Отказываться от работы не нужно. Нужно просто обратиться в ту организацию, которая выдала патент с заявлением внести изменение специальности. Вам это сделают достаточно быстро.

Как правильно оплачивать патент?

  • Патент оплачивается авансовым платежом на срок от 1 до 12 месяцев.
  • Патент начинает действовать не с даты, которая указана на патенте, а с даты фактического получения патента на руки.
  • При оплате надо ориентироваться на дату первой квитанции, если она совпадает с датой фактического получения патента.
  • Оплачивать   патент   надо    не   позднее   дня,    предыдущего

последнему дню действия патента.

  • Если патент получен на руки и оплата первой квитанции – 17 мая, то следующие оплаты должны быть не позднее 16-го числа каждого месяца.
  • Если дата первой квитанции раньше, чем дата выдачи на патенте, то надо ориентироваться на дату выдачи на патенте (так выдают патенты в Санкт-Петербурге).

Как продлить срок пребывания после оплаты патента?

После того, как закончился 90-дневный период с момента приезда в Россию и оформлен патент на работу, необходимо продлить срок пребывания. Это установленная законом процедура, которую нельзя игнорировать.

Если у иностранного гражданина не будет на руках действующей регистрации, при проверке документов сотрудники МВД его задержат и доставят в суд. За нарушение сроков пребывания следует штраф и выдворение с запретом на въезд на пять лет. Так что все очень серьезно.

Итак, когда же надо делать продление «регистрации»? У трудовых мигрантов в ходу несколько версий по срокам продления:

  • Кто-то считает, что продлить срок пребывания можно в последний срок действия предыдущей регистрации.
  • Кто-то уверен, что это нужно делать не позднее, чем за неделю до окончания срока действия предыдущей регистрации.
  • Кто-то   уверен,  что   оплата   патента   означает   автоматическое продление и регистрации тоже.

Как же правильно?А правильно продлевать регистрацию – в течение 3-х рабочих дней с даты оплаты патента! Только так! Это требования прописано в Постановлении Правительства №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства» ст. 42.

В этой статье говорится о том, что при изменении определенных сведений об иностранном гражданине, принимающая сторона или иностранный гражданин обязаны сообщить об этом в течение 3-х рабочих дней непосредственно в территориальный орган ФМС, представив письменное заявление в произвольной форме с приложением бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.

Оплачивая патент, иностранный гражданин оплачивает право работать еще один месяц или более длинный период. А это означает, что появляется право для продления срока пребывания. Следовательно, об этом праве необходимо сообщить в территориальный отдел МВД по вопросам миграции и продлить срок пребывания.

Обратите внимание на то, что продление срока пребывания нельзя сделать на Почте. Только личное обращение в отдел по вопросам миграции по месту регистрации.

Также важно помнить, что если срок пребывания продлен не в течение 3-х рабочих дней, а позже, то принимающую сторону могут оштрафовать. Гражданина РФ могут оштрафовать на сумму от 2000 до 6000 руб., а организацию-работодателя – на 400 тыс.руб.

Поэтому, если работодатель поставил вас на миграционный учет после получения патента, то как только вы оплатили следующий этап работы по патенту, в этот же день нужно сообщить об этом работодателю.

Что делать, если потерялся патент?

Если иностранный гражданин потерял патент или испортил его (постирал с вещами, например), то не нужно этого скрывать и говорит, что

«забыл дома». Необходимо в течение 3-х рабочих дней обратиться в тот уполномоченный орган, где был получен патент с заявлением о выдаче дубликата.

Нужно будет подать заявление о выдаче дубликата, предъявить паспорт или документ удостоверяющий личность, миграционную карту, оплаченные квитанции или документы, подтверждающие оплату патента.

Дубликат должны также выдать в течение 3-х рабочих дней.

Кстати, очень важно после каждой оплаты патента делать ксерокопии чеков. Во-первых, чеки выцветают и становятся нечитаемыми. Во-вторых, если патент с чеками случайно потеряется, то по копиям чеков вы сможете доказать, что он был и что вы его своевременно оплачивали.

За что могут аннулировать патент?

  • За осуществление трудовой деятельности с привлечением третьих лиц;
  • В случае совершения различных противоправных действий;
  • Предоставление поддельных документов;
  • Если иностранец моложе 18 лет;
  • Если в миграционной карте не указана цель визита «работа»;
  • В случае, если ИГ сам подал заявление с просьбой аннулировать патент;
  • В случае непредставления в органы ФМС ТД или ГПД в течение 2-х месяцев с даты получения патента;
  • Если   при  проверке  выяснится,  что   указанный работодатель не зарегистрирован в налоговых органах или в едином реестре ИП.

Как переоформить патент?

После того, как иностранный гражданин успешно и легально проработал год по выданному патенту, он имеет право продлить его (переоформить) еще на год без пересечения границы.

Для этого необходимо не позднее чем за 20 календарных дней обратиться в уполномоченную организацию, которая ранее выдала ему патент, с заявлением о переоформлении патента еще на год.

Для переоформления патента нужно будет собрать следующий пакет документов:

  • Заявление о переоформлении патента;
  • Паспорт или др. документ, удостоверяющий личность;
  • Миграционная карта с целью визита «работа»;
  • Квитанции на оплату всех месяцев работы по патенту;
  • Полис ДМС, оплаченный на следующий год;
  • Сертификат   на    знание   русского    языка,    истории   России   и законодательства;
  • Медицинские   справки   от    отсутствии   наркомании   и    опасных заболеваний;
    • Ходатайство работодателя о переоформлении патента;
    • Трудовой или гражданско-правовой договор - для тех, кто работает у юрлиц или ИП.

Как видим, пакет документов такой же, как и при первичном оформлении патента, но к нему добавляется трудовой договор с работодателем и ходатайство от него на продление патента.

На   трудовом   или   гражданско-правовом  договоре   от   работодателя должна быть отметка о том, что он уведомил органы МВД о заключении договора с вами. Если такого уведомления не будет, либо в базе МВД будет отсутствовать информация о подаче уведомления, то заявление у вас не примут. И патента не переоформят.

Что делать в этом случае? Не паниковать. Нужно будет просто сделать пересечение границы и оформить новый патент. Как это делать, вы уже знаете!

Медиапрограмма проекта

Создано 10 выпусков медиапрограммы, они расположены на канале проекта в видеохостинге Youtube.

В 2014 году один из авторов авторы настоящего проекта провел всероссийское исследование (президентский грант, оператор ИНОП, проект № 020, исполнитель АНО «Национальное политическое агентство»), посвященное медийному освещению межнациональной проблематики и жизни этнических сообществ России. Исследование показало, что центральное телевидение является триггером недовольства многих людей из регионов преобладания ислама. Цитата из записи фокус-групповой дискуссии, проведенной в Дагестане:

«Арип: Раньше люди приезжали в Москву и чувствовали: это столица моей Родины, а сейчас многие ребята, приехавшие с других регионов или спустившееся с гор, не чувствуют ее своей столицей. Я просто вспомнил фильм «Свинарка и пастух». Вот это наглядно, как раньше относились к своей Родине и как сейчас, если раньше дагестанец в фильме был джигит, то сейчас он везде в фильмах бандит, связан с криминалом. Если раньше люди были братья, то сейчас люди волки все друг другу.

Ринат: На мой взгляд, они стараются максимально освещать одну сторону – ту, что дает каналу рейтинги. Дают информацию, которая пользуется спросом у граждан. А что сейчас большая масса хочет услышать? Дагестан сейчас ассоциируется с чем? С наркотиками, взрывами, ваххабитами...». И т.д.

Те же слова могут сказать и сегодняшние иностранцы – мигранты из Таджикистана и Узбекистана (некоторые из которых – будущие граждане России).

Предлагаемая медиапрограмма, в меру своих возможностей, дает альтернативу.

Выпуски медиапрограммы и ее подкасты размещаются также на сайте

«Мой друг мигрант» по адресу drugmigrant.ru; там же - дополнительные видео- и текстовые материалы, посвященные «социальным десантам».

Примеры сюжетов медиапрограммы:

"Час с мудрецами"

Интервью с протоиереем Димитрием Смирновым, председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и шейхом Висамом Али Бардвилом, председателем Союза исламских организаций, советником Председателя Совета муфтиев России по международным связям. Духовные представители основных конфессий России высказались о позитивном вкладе трудовой миграции в развитие экономики страны, о необходимости усиления адаптации и интеграции мигрантов в социальную и культурную жизнь многонациональной России. Говорили о недопустимости использования мигрантской среды со стороны раскольнических, враждебных государству структур.

Ведущий – штатный сотрудник проекта «Мой друг мигрант» Бахтиёр Саттори.

"Твои права, мигрант". Интервью с Батыржоном Шерматовым (Генеральный директор в LexMobile LLC) – в кадре справа, и Иззатом Амоном, правозащитником. Заинтересованный разговор практиков миграционной сферы, занимающихся защитой прав и интересов трудовых мигрантов. Собеседники рассказали о различных кейсах, где права мигрантов нарушались не только вследствие произвола отдельных представителей правоохранительных структур, но из-за несовершенства законодательства и усложнённой правоприменительной практики.

Сотрудники проекта оценивают миграционную ситуацию

Экспертами-консультантами проекта «Мой друг мигрант» выступили известные, авторитетные специалисты: председатель Комиссии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Юрий Московский, президент Общественной организации содействия защите прав мигрантов Изатулло Холов, руководитель отдела по работе с общественными организациями Духовного управления мусульман России Дмитрий Макаров и другие.

Для этой брошюры эксперты ответили на ряд вопросов, итожащих общую картину современной миграционной ситуации в столичном регионе.

По мнению экспертов, степень включенности мигрантов в жизнь местного сообщества зависит от многих факторов, но в целом, степень интегрированности невелика.

Как Вы считаете, существует ли в местных сообществах какая- либо система содействия интеграции постоянных трудовых мигрантов?

Большинство экспертов ответили, что такой системы не существует.

Адаптационная политика носит фрагментарный характер: «такой системы на сегодняшний день не существует. Имеются лишь отдельные ее элементы, которые осуществляются некоторыми НПО, профсоюзами, бизнес-структурами. К сожалению, заинтересованные федеральные органы власти делают в этом направлении очень мало. До настоящего времени нет четкого понимания, как должна проводиться эта работа. Ее значительная часть должна осуществляться в государствах исхода трудовых мигрантов, где в обязательном порядке все трудовые мигранты, впервые выезжающие на работу в Россию, должны проходить пред выездную подготовку, в том числе языковую, ознакомление с обычаями и традициями населения тех территорий, где они собираются работать, миграционным и трудовым законодательством и т.д. Затем по приезде трудового мигранта в Россию эта работа должна быть продолжена. При этом четко должны быть определены функции различных структур, задействованных в этом процессе».

Тот факт, что системный подход не применяется, объясняется отсутствием законодательных основ процесса интеграции, а также отсутствием четкой позиции государства.

Ощущается культурная дистанция между мигрантами и жителями Москвы и Мособласти, связанная с:

  1. Изменением социального состава миграционного притока, (прибывает больше мигрантов из сельских районов);
  2. Снижение уровня знаний русского языка;
  3. Негативный дискурс средств массовой информации массовая культура, публичный политический дискурс, зачастую транслирующие мигрантофобные настроения;
  4. Культурная дистанция в зависимости от страны исхода, может складываться по-разному.

Практически все эксперты отметили существенной проблемой формирование этнических анклавов. Анклавы образуются по месту жительства. Причинами формирования анклавов в первую очередь являются отсутствие государственной стратегии в отношении адаптации и интеграции мигрантов.

Что необходимо предпринять, по Вашему мнению, для предотвращения практик работодателей, ведущих к социальной изоляции и дискриминации иноэтничных мигрантов?

По мнению экспертов, «безусловно, прежде всего – беспрекословное соблюдение российского законодательства и его обязательность для всех работодателей, вне зависимости от наличия связей с власть предержащими в том или ином регионе РФ. И что еще важнее – неотвратимость наказания при нарушении закона. Все трудовые мигранты должны находиться в правовом, а не в теневом поле.

Помочь предотвратить социальную изоляцию и дискриминацию мигрантов также может участие работодателей в финансировании адаптационных программ, реализуемых государством. Требуются также определенные совместные усилия работодателей и государства (и их потенциальная заинтересованность в этом) в формировании многонациональных трудовых коллективов, содействие «многокультурности» на низовом уровне. Полезной может оказаться практика объединения работников в своеобразные бригады, с обязательным включением человека, хорошо владеющего русским языком – для более быстрой языковой и социально-культурной адаптации других членов коллектива».

1)   Легализовывать своих сотрудников самому, или используя ресурсы посредников, работающих в правовом поле.

2)    Выплачивать своим работникам заработанные ими деньги, предлагать варианты дешевого жилья (за их счет).

3)    Иметь возможность трудовым мигрантам использовать защитные механизмы российских профсоюзов.

4)    Изменить деловое взаимодействие с Министерством труда (биржа труда иностранных работников)».

Какую роль могла бы сыграть единая образовательная стратегия интеграции мигрантов и их детей?

«В высшей степени положительную. Во-первых, был бы по достоинству оценен вклад, который вносят на практике образовательные учреждения в дело социализации и адаптации детей мигрантов и их семей (дети часто выступают в роли посредников, содействуя адаптации родителей), а они делают очень важное и общественно значимое дело, никак не вписывающееся в рамках «модернизации школы» и «повышения ее финансовой эффективности». Во-вторых, стало бы возможным применение единого подхода к реализации интеграционных и программ на всей территории РФ, что значительно бы повысило эффективность даже ныне существующих и реализуемых проектов. В-третьих, наличие стратегии подразумевает единство применяемой терминологии, единство оценки эффективности интеграции, а также наличие целевой программы правительства, в рамках которой было бы возможно апробировать некоторые подходы и проекты перед распространением на всей территории страны».

На ваш взгляд, существенна ли культурная дистанция между жителями Москвы и трудовыми мигрантами и какова тенденция к ее изменению?

«Существенна не столько культурная дистанция, сколько социальная: большинство мигрантов имеет довольно низкий уровень образования, что чувствуется в тенденциях развития отношений с принимающим населением. А если говорить о культурной дистанции, то главной проблемой, на мой взгляд, является не ее наличие, а крайне низкий уровень этнологической грамотности принимающего мигрантов населения, отсутствие у них элементарных знаний об этнических и культурных особенностях народов, представители которых приезжают сегодня в Москву. Конечно, это касается и самих мигрантов: отсутствие у них знаний норм и традиций принимающего общества влечет за собой вольное и невольное нарушение принятых правил, что способствует возникновению конфликтов».

Что необходимо предпринять органам государственной власти и местного самоуправления, бизнесу и общественным организациям для решения основных проблем содействия интеграции мигрантов?

«Прежде всего, объединить усилия и выработать единый подход к проблеме интеграции мигрантов. Понять и принять необходимость тратить деньги и другие ресурсы на реализацию адаптационных и интеграционных программ – во благо будущих поколений и сохранение языкового и культурного облика нашей страны. Развивать государственно-частное партнерство в этой сфере, делегировать часть функций по реализации таких программ общественным организациям, гражданскому обществу – как это уже апробировано во многих европейских странах. Важным также представляется скоординировать усилия разных органов власти, создать межведомственные программы и проекты, при участии представителей сфер образования, здравоохранения, труда и социального развития и т.п. Крайне важно, чтобы Управление содействия интеграции ФМС обладало ресурсами для развития и реализации тех или иных проектов (возможно, именно ФМС должно стать распределителем бюджетных средств при реализации федеральной целевой программы, если она будет создана). Важно также делегировать часть полномочий по реализации интеграционных программ на уровень субъектов РФ, в отличие от других аспектов миграционной политики, которая должна оставаться за центральной властью. Не забывать, что адаптация – двусторонний процесс, и важны проекты, направленные не только на мигрантов, но и на принимающее их общество».

Эксперты отметили, что трудовые мигранты имеют негативный опыт социальных взаимодействий и с местным населением, поскольку нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу. Данное обстоятельство минимизирует возможность полноценного интегрирования мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующих стереотипов восприятия и поведения, а это затрудняет процессы адаптации и интеграции в новый социум.

 

Электронная брошюра "Опыт проекта "Мой друг мигрант" в PDF

 

 

Последние новости центра

контактная информация

Некоммерческое партнерство "Центр социальных проектов"
143403, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д.19. Тел.: +7 (498) 715-79-20. E-mail: Cspnp@ya.ru.
Р/сч.: 40703810940000000849 Красногорское отделение Западного головного отделения по Московской области Среднерусского банка ПАО Сбербанк
К/сч.: 30101810400000000225, БИК:044525225, КПП: 502401001 ИНН: 5024998965, ОГРН: 1145000001871
©️ НП «ЦСП», 2014 - 2018